Физическая реабилитация
при рассеянном склерозе

Курс доступен только специалистам, обучение бесплатное, на конкурсной основе.
Обучение состоит из двух модулей: онлайн — при предъявлении документа об образовании, очное — на конкурсной основе из числа слушателей первого модуля.
Описание проекта
Рассеянный склероз — заболевание нервной системы, в процессе развития которого человек, помимо прочего, постепенно теряет двигательные навыки. Кроме того, люди испытывают чувство усталости, у них развиваются проблемы со зрением, урологические проблемы, а также часто болезнь сопровождается депрессиями. Эти и другие симптомы ощутимо снижают качество жизни людей с рассеянным склерозом.

Что можно сделать, чтобы помочь пациентам справиться с такими проявлениями болезни? Согласно современным международным представлениям, физическая активность является одним из самых эффективных способов, которые помогают улучшить состояние пациентов с рассеянным склерозом, а с помощью методов физической реабилитации можно воздействовать на симптомы РС.

В нашей стране пока еще совсем не развито направление двигательной терапии для людей с рассеянным склерозом. В том числе большая проблема — отсутствие информации среди врачей и специалистов ЛФК и АФК.

Поэтому мы решили создать бесплатный курс, который может пройти любой специалист. В рамках курса специалисты получат знания о том, что это за заболевание, об особенностях двигательных нарушений при рассеянном склерозе и о том, какие методы физической реабилитации можно применять при этих нарушениях, а также какие существуют шкалы и тесты для определения качества движений.

Проект реализуется в рамках программы «Образование специалистов».
  • Документы
    Онлайн-модуль — сертификат участника
    Очный модуль — удостоверение о дополнительном профессиональном образовании (ДПО)
  • Онлайн-модуль
    Объем — 16 ак. часов
    Супервизии — нет
    Основание для приема — диплом о профильном образовании (нет ограничений по количеству учащихся на курсе)
    Сроки — даты уточняются
    Документ об образовании — нет
    Условия — бесплатно
  • Очное обучение
    Объем — 16 ак. часов
    Супервизии — да, онлайн
    Основание для приема — конкурс, успешное тестирование после онлайн-обучения, работа в госучреждении или в НКО
    Сроки — даты уточняются
    Документ об образовании — удостоверение ДПО
    Условия — бесплатно
Преподаватели курса
Преподаватели курса — специалисты, имеющие большой опыт клинической практики и долгосрочного ведения пациентов с рассеянным склерозом.
  • Лев Брылев
    врач-невролог, к.м.н., специалист по аутоиммунным заболеваниям
    Более 18 лет работает с пациентами с рассеянным склерозом как невролог, возглавляет 1-е отделение неврологии (с палатами для пациентов с РС) в ГБУЗ «ГКБ им. В.М.Буянова» ДЗМ
  • Айнагуль Мендалиева
    врач-невролог, врач ФРМ, врач спортивной медицины и лечебной физкультуры
    Региональный лидер по программе домашней реабилитации iGSC I-CAN для пациентов со спастическим парезом. Стаж работы в физической реабилитации — 7 лет
  • Тимур Иванов
    врач спортивной медицины и лечебной физкультуры, врач-невролог, физический терапевт
    Стаж работы в области физической реабилитации — более 15 лет. Опыт работы с пациентами с рассеянным склерозом — 5 лет, на базе центра реабилитации «Апрель».
  • Елена Лысогорская
    врач-невролог, к.м.н., специалист по аутоиммунным заболеваниям
    Более 15 лет работает с пациентами с рассеянным склерозом, врач в МОРС № 4 ГБУЗ ГКБ им. М. Е. Жадкевича ДЗМ, член МАВРС, медицинский директор БФ «Весна»
Мы проводим курсы для специалистов бесплатно, привлекаем для этого пожертвования. Помогите нам развивать систему образования в области функциональной реабилитации
Слушатели
  • Врачи ФРМ
  • Врачи ЛФК
  • Врачи-неврологи
  • Инструкторы ЛФК
  • Инструкторы АФК
Отзывы
Во время обучения ежедневно были практические занятия
Спасибо за возможность учиться!
Спасибо за отличный онлайн-курс!
И онлайн, и очная часть заслуживают самымх высоких похвал!
Огромное спасибо!
Учиться у профессионалов — это просто прекрасно
Спасибо огромное, правда!
Спасибо за организацию, аплодисменты за знания!
Теперь я смогу более эффективно и уверенно работать со своими пациентами
Итог – системное понимание, как работать с пациентами с рассеянным склерозом
Программа онлайн-модуля
Основная часть материалов модуля – лекции и клинические разборы в записи. Но в течение курса группу будет сопровождать куратор, который координирует процесс обучения: проводит вводный вебинар, отвечает на вопросы по контенту, организует вебинары с преподавателями.
1. Введение
  • Актуальность темы. Цели и задачи курса
  • Содержание

2. Международная классификация функционирования и ее роль в процессе реабилитации. Цели и задачи физической терапии
  • Значение МКФ и ее применение в построении процесса реабилитации
  • Определение физической терапии как специальности, цели и задачи ФТ. Правила постановки цели
  • Практическое применение МКФ в постановке цели реабилитации и планировании реабилитационного процесса (клинический пример)
  • Тест самоконтроля

3. Рассеянный склероз: патогенез, подходы к терапии
  • Клинические проявления и диагностика рассеянного склероза
  • Постановка диагноза (клинический пример)
  • Механизмы возникновения симптомов и прогрессирования заболевания
  • Стадии и формы течения рассеянного склероза
  • Медикаментозная терапия рассеянного склероза
  • Механизмы эффективности физической терапии при рассеянном склерозе
  • Тест самоконтроля

4. Физическая терапия на разных стадиях и этапах рассеянного склероза
  • Особенности проведения физической терапии в зависимости от стадии рассеянного склероза (клинический пример)
  • Тест самоконтроля

5. Доказательная база эффективности физической терапии при рассеянном склерозе
  • Исследование безопасности физической терапии при рассеянном склерозе
  • Особенности организации клинических исследований в области физической терапии
  • Эффективность физической терапии при различных симптомах рассеянного склероза
  • Тест для самопроверки

6. Моторный контроль
  • Особенности планирования и выбора стратегии физической терапии при рассеянном склерозе
  • Определение моторного контроля. Обзор теорий моторного контроля
  • Методы физической терапии, основанные на принципах нейрофизиологии
  • Принципы моторного обучения
  • Факторы, влияющие на процесс обучения
  • Моторный контроль и обучение — работа с пациентами (клинический пример)
  • Тест самоконтроля

7. Спастичность
  • Определение спастичности и механизм развития при рассеянном склерозе
  • Обзор методов и техник физической терапии для коррекции спастичности
  • Особенности спастического пареза у пациентов с рассеянным склерозом. Паттерны спастичности
  • Методы оценки спастичности
  • Схема действий физического терапевта с целью коррекции спастичности
  • Оценка спастичности у пациентов с рассеянным склерозом и подбор методов физической терапии (клинический пример)
  • Тест самоконтроля

8. Мышечная слабость
  • Особенности развития мышечной слабости при рассеянном склерозе. Принцип дифференцировки жалоб
  • Обзор методов и техник ФТ для коррекции мышечной слабости у пациентов с рассеянным склерозом
  • Шкалы и тесты для оценки мышечной силы у пациентов с рассеянным склерозом
  • Рекомендации по силовой тренировке. Схема действий физического терапевта
  • Оценка мышечной силы и рекомендации по силовой тренировке (клинический пример)
  • Тест самоконтроля

9. Нарушения баланса и координации
  • Система контроля баланса и координации. Механизм нарушений баланса и координации при рассеянном склерозе
  • Обзор методов и техник физической терапии для коррекции нарушений баланса и координации
  • Шкалы и тесты для оценки функции баланса и координации
  • Рекомендации по тренировке функции баланса и координации. Схема действий физического терапевта
  • Оценка нарушений баланса и координации. Подбор методов физической терапии (клинический пример 1)
  • Оценка нарушений баланса и координации. Подбор методов физической терапии (клинический пример 2)
  • Тест самоконтроля

10. Нарушение ходьбы
  • Нарушение ходьбы в международной классификации функционирования (МКФ). Паттерны нарушений походки
  • Механизм развития нарушений ходьбы при рассеянном склерозе. Паттерны нарушений походки при РС
  • Шкалы и тесты для оценки ходьбы у пациентов с рассеянным склерозом
  • Обзор методов и техник ФТ для коррекции нарушений ходьбы у пациентов с РС. Рекомендации по тренировке ходьбы.
  • Схема действий физического терапевта при нарушении ходьбы
  • Нарушение ходьбы при рассеянном склерозе (клинический пример)
  • Тест самоконтроля

11. Утомляемость
  • Утомляемость. Механизм развития при РС. Методы оценки. Рекомендации по коррекции утомляемости при РС
  • Сбор жалоб пациента и оценка степени утомляемости (клинический пример

12. Аэробная выносливость
  • Определение аэробной выносливости, методы оценки. Рекомендации по тренировке у пациентов с рассеянным склерозом

13. Функция дыхания
  • Функция внешнего дыхания. Методы оценки. Рекомендации по тренировке функции внешнего дыхания у пациентов с рассеянным склерозом
  • Оценка функции внешнего дыхания у пациентов с рассеянным склерозом (клинический пример)
  • Тест самоконтроля

14. Список литературы

15. Полезные материалы
  • Оценочные шкалы
  • Чек-лист
  • Физиология системы баланса
  • Физиология мышечного сокращения
  • Регуляция тонуса и силы мышц

16. Итоговый тест
Программа очного обучения
На модуле, который проходит в очном формате, основной акцент делается на практических занятиях, дискуссиях и обсуждениях клинических случаев. Кроме того, для очного обучения мы приглашаем реальных пациентов. Некоторые темы повторяют темы онлайн-модуля, но формат обучения принципиально другой. На текущем курсе из 30 слушателей онлайн-модуля по итогам участия в вебинарах и выполнения тестовых заданий будет отобрано 20 слушателей очного модуля.

Обратите внимание, что дорогу, проживание и питание слушатели оплачивают самостоятельно.
1. Планирование
Цель по МКФ
План процесса реабилитации пациентов с РС в зависимости от стадии, типа течения РС

2. Подбор шкал для оценки эффективности реабилитации

3. Разбор клинического случая
  • Осмотр пациента с рассеянным склерозом, взгляд невролога
  • Осмотр пациента с рассеянным склерозом, взгляд врача ЛФК
  • Оценка по МКФ
  • Интервью пациента по алгоритму СОРМ как инструмент постановки SMART целей

4. Мышечная слабость
  • Особенности развития мышечной слабости при рассеянном склерозе
  • Принцип дифференцировки жалоб
  • Обзор методов и техник ФТ для коррекции мышечной слабости у пациентов с рассеянным склерозом
  • Шкалы и тесты для оценки мышечной силы у пациентов с рассеянным склерозом
  • Рекомендации по силовой тренировке. Схема действий физического терапевта

5. Спастичность
  • Определение спастичности и механизм развития при рассеянном склерозе
  • Обзор методов и техник физической терапии для коррекции спастичности
  • Особенности спастического пареза у пациентов с рассеянным склерозом
  • Паттерны спастичности
  • Методы оценки спастичности
  • Схема действий физического терапевта с целью коррекции спастичности

6. Баланс и координация
  • Система контроля баланса и координации
  • Механизм нарушений баланса и координации при рассеянном склерозе
  • Обзор методов и техник физической терапии для коррекции нарушений баланса и координации
  • Шкалы и тесты для оценки функции баланса и координации
  • Рекомендации по тренировке функции баланса и координации
  • Схема действий физического терапевта

6. Нарушение ходьбы
  • Паттерны нарушений походки
  • Механизм развития нарушений ходьбы при рассеянном склерозе
  • Паттерны нарушений походки при РС
  • Шкалы и тесты для оценки ходьбы у пациентов с рассеянным склерозом
  • Обзор методов и техник ФТ для коррекции нарушений ходьбы у пациентов с РС
  • Рекомендации по тренировке ходьбы
  • Схема действий физического терапевта при нарушении ходьбы
Оставить заявку на обучение
В настоящий момент прием заявок на курс закрыт. Вы можете оформить заявку ниже, мы свяжемся с вами, когда будем планировать следующий поток обучения.
Оставить предварительную заявку на курс